* * * * * * *

Деревья в мифологии

* * * * * * *

Камни
Растения
Звери
Домашние животные
Человек
Статьи
Лекции
Книги
Природа в сети
О нас
Наш e-mail

Home

Деревья в мифологии

Дерево

Дерево - это весьма показательный и важный для мифопоэтического мировосприятия символ, в котором находит свое преломление концепция мироздания.

В первобытных традициях существуют вполне ясные тексты, прямо или косвенно связанные с деревом и позволяющие сегодня в полной мере реконструировать его мифическое и ритуальное значения, как это происходит, например, с майским деревом, которое затрагивает самые архаичные пласты мифологических представлений. В первую очередь аутентичные тексты предпринимают попытку описания той базовой ценности, которую символизировало дерево, включая его компоненты его внешний вид, части, связующие звенья, корни и многочисленные атрибуты. В дошедших до нас текстах дерево изображается не только статично и в изолированности от нужд человеческого коллектива, но и динамично, в том числе в связи с динамикой социокультурного и политического развития общества. При этом в других текстах, в том числе рунических, дерево описывается в его функциональном аспекте. Особый интересе здесь, как правило, представляют сказания о каннибализме среди деревьев. Это позволяет понять, каким именно образом были сформированы представления о дереве-людоеде. Все тексты о дереве, использующем человека в пищу, относятся к ситуации некоего праздника, отмечающего переход от старой парадигмы к новой или смену вех.

На основании изучения источников может быть доказано, что в культурном и политическом развитии человеческой цивилизации мифологическая концепция дерева не только оставила следы, но и непосредственным образом предопределила пути эфолюции самых разных космологических, религиозных и мифологических представлений, которые нашли свое выражение в величайших творениях мировой культуры, были отражены в языке, в словесных и письменных памятниках народов планеты, в мифопоэтических символах и образах, а астрологии, в изобразительном и иных видах искусства,в ритуале, в игре, в песенном творчестве, в архитектуре, планировке поселений, а также нашли неоспоримое место в ряде особенностей человеческой психики, равно как и физиологии.

Образ майского дерева сегодня выявлен и полностью реконструируется на основе мифологических, ритуалистических и космологических представлений, зафиксированных в изустно передаваемых памятниках, среди которых можно упомянуть тексты разных жанров, объекты изобразительного искусства, не только рукотворного, но и природного происхождения, в архитектурных и тектонических сооружениях, в одежде, украшениях и утвари. Самым непосредственным образом образ дерева реконструируется на основе собранного материала для всех без исключения традиций в диапазоне от эпохи раннего палеолита до наших дней.

Если вертикальная структура дерева теснейшим образом связана со сферой мифологического, прежде всего космологического, то горизонтальная структура в результате исследований соотнесена как с ритуалом, так и с его участниками (людьми и неодушевленными предметами). Основной предмет ритуала или его образ (например, в виде священного животного - лошади, лося, оленя, коровы, зубра, а ранее и человека, магически совмещенного с деревом) закономерно находится в центре, в то время как дополнительные участники ритуала (напр., хор или хоровод) - справа, слева и вокруг. Считается, что вся сложная совокупность элементов в горизонтальной плоскости являет собой сцену ритуала, а остальное - зрительный зал, основная цель и экзистенциальный смысл которого сегодня полностью реконструируется - это обеспечение притока жизненных сил, плодородия, богатства и благополучия.

 

См. тж. Деревья - чудесные производители кислорода и... водорода


Copyright (C) 1999 - 2014 ПРИРОДА® РОДНОГО КРАЯ. Все права защищены. Использование любых материалов, текстовых, графических и звуковых, сайта ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ разрешено только после письменного согласования с вебмастером.
Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz